Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови
свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе
кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.//
Господи, слава Тебе!
Кондак праздника Рождества Христова
глас 3
Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля
вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/
волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча
Младо, Превечный Бог.
Величание Рождества Христова
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне
плотию рождшагося/ от Безневестныя// и Пречистыя Девы
Марии.
Задостойник праздника Рождества
Христова
глас 1
Величай, душе моя,// Честнейшую и Славнейшую
горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу. Любити убо нам яко
безбедное страхом/ удобее молчание,/ любовию же, Дево,/ песни ткати,
спротяженно сложенныя, неудобно есть,// но и, Мати, силу, елико есть
произволение, даждь.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Гал. 4,
4-7; Мф. 2,
1-12). Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества
Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для
того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост -
некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы
исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы
предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но
исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в
течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она
вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою
остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих
занятия: "Христос рождается - славите" и проч. Славьте же Христа, и
славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем
заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо
утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни
Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы
невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился
Христос! - этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая
пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу. Воспроизведите немного
пояснее то, что совершено для нас Господом - и вы увидите, как естественно
ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому
следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал
свободу. . . Ждет заключенный день - другой, ждет месяцы и годы. . . не
видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец,
показались признаки, что скоро-скоро, внимание его напрягается; он слышит
шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит
избавитель. . . Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел
конец моему заключению, скоро увижу свет Божий! Другой случай: больной
покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства,
и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был
предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач
всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его -
обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного. . .
Проходит час, другой, более - беспокойство снова начинает точить душу его.
. . Уже под вечер кто-то подъехал. . . идет. . . отворилась дверь, и
входит желанный . . . Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной. Вот и еще
случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает
основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в
страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо
проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит; Слава Тебе, Господи!
Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история.
Грозная туча гнева Божия была над нами, - пришел Господь - примиритель и
разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей - пришел врач
душ и исцелил нас. . . Были мы в узах рабства - пришел освободитель и
разрешил узы наши. . . Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите
чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе,
Господи, что родился Христос! Не усиливаюсь словами моими привить к вам
такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное
родившимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним
приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают
сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить:
"радуйтесь", потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не
испытывают, что и говорить: "радуйтесь"; они не могут радоваться.
Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: "радуйся избавлению"
- не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость
уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким
можно только сказать: "пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и
ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец -
Христос Спас мира". Желалось бы всех видеть радующимися именно этою
радостью и нехотящим знать других радостей, но не все сущие от Израиля -
Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти:
глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори:
"укротитесь", они затыкают уши свои и не внемлют - и всегда доведут
светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить
очи Свои от нас и сказать: "мерзость Мне все эти празднества ваши"! И
действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость
языческая, то есть, одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а
другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто
нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества м Пасхи.
Увлекаясь ими, мы даем князю мира - мучителю своему, противнику Божию,
повод говорить к Богу: "что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением?
Все ко мне идут!" Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го
псалма: "Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем". .. Нас
увлекает просвещенная Европа. . . Да, там впервые восстановлены изгнанные
было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к
нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами
себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам
французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли.
Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже
забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не
опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же
учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь
исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто
увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело утверждаемое голосом
Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это,
веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник
святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас,
сказали: у них святки, а не буйные какие нибудь игрища нечестивцев и
развратников, не знающих Бога.